Зачем нужна телемедицина
На самом деле, в развитых странах мира такой вопрос уже не задают. Во-первых, довольно большое количество походов пациентов к врачам можно было бы избежать,
проведя удаленную диагностику. Так, в США ежегодно проводится более 1,2 млрд консультаций врачей, однако в Центре по контролю заболеваний США уверены,
что 110 млн из них можно проводить без личного визита.
Речь идет не только об удобстве, экономии времени и личных финансах пациентов. Потратив меньше времени на врачей, эти самые пациенты больше потратят
времени на работу, сэкономленные деньги — на покупки, и все это в конечном счете положительно сказывается на экономике и ВВП. Врачи также повышают свою
производительность и эффективность, уделяя больше внимания пациентам с более сложными случаями. Это означает повышение эффективности здравоохранения в
целом как с точки зрения качества, так и с точки зрения финансовых затрат. Очевидно, все это в конечном итоге также положительно сказывается на
производительности труда, продолжительности жизни и экономике. Государству стоит рассматривать здравоохранение не как статью расходов, а как инвестиции в будущее.
По расчетам Института экономики здравоохранения, каждый вложенный рубль в здравоохранение позволяет сохранить от 2 до 12 руб. минимум в других сферах экономики.
И телемедицина здесь — один из очевидных примеров, поскольку с помощью нее и соответствующей инфраструктуры можно выявлять и лечить болезни на ранней стадии.
Это, в том числе, позволит разгрузить стационары и лечить большее количество пациентов амбулаторно — что опять-таки даст положительный эффект и с точки зрения
качества, и с точки зрения экономии.
Во-вторых, телемедицина позволяет решать проблему, особенно актуальную для России: доступность медицинских услуг в отдаленных областях. По официальной статистике,
в России не хватает 30 тыс. врачей. В некоторых регионах государственные ЛПУ укомплектованы лишь на 50-60%, как в Астраханском и Сахалинском, а в Тульской области
— только на 40%. В это же самое время в Европе и США уже используются дроны, которые, например, при получении сигнала об остановке сердца, вылетают к больному и
позволяют провести сеанс телемедицины до приезда службы спасения, выигрывая решающие минуты.
Телемедицина за рубежом
Британская служба «Скорой помощи» East Midlands Ambulance Service (EMAS) смогла сэкономить £40 млн и отменить 116 тыс. ненужных вызовов в год за счет
использования системы клинической поддержки Odyssey компании Advanced Health & Care. За рубежом давно поняли эффективность новых технологий в медицине и активно
развивают этот сектор.
Согласно опросу, который провела некоммерческая ассоциация National Business Groupon Health среди 140 крупнейших компаний в США, в будущем году произойдет
резкий рост количества крупных компаний, которые будут предлагать своим сотрудникам возможность пользования телемедицинскими сервисами. Так, телемедицинские
киоски в США в последнее время становятся ключевой частью медицинских программ для сотрудников крупных компаний, «розничного здравоохранения», долговременной
стратегии медицинских систем. Согласно оценкам аналитиков, американский рынок подобных киосков вырастет с 10 тыс. в 2015 году до свыше 36 тыс. в 2020 году.
Американская компания Capital Blue Cross, специализирующаяся на страховании медицинских услуг, объявила, что, начиная с 2016 года, в большинство тарифных
планов компании будет включена возможность пользоваться телемедицинскими услугами, которые предоставляет фирма American Well. Обычная цена услуг American
Well составляет $49 за визит, но для потребителей, застрахованных в Capital Blue Cross, возможность пообщаться по видео с врачом и получить от него консультацию
будет стоить $39 за визит.
Проект Doctor on Demand — это платформа, позволяющая врачам вести приемы пациентов онлайн при помощи видеосвязи. Больные могут консультироваться по различным
несерьезным заболеваниям вроде простуды или спортивной травмы. Одна такая консультация стоит $40, из которых $30 получает врач, а остальное — Doctor on Demand.
Особенностью системы является то, что врачи могут не только диагностировать болезнь, но и выписать электронный рецепт на лекарство. Пользователь может заранее онлайн
выбрать аптеку, где его будет ждать необходимый ему препарат. В Москве, например, тоже с недавних пор выписывают электронный рецепт, но из-за устаревшего
законодательства врачи вынуждены дублировать его традиционной бумажкой.
Есть и сервисы для проведения профессиональных онлайн-консультаций с врачами, например, HealthTap, на котором дежурит 50 тыс. врачей. На сайте используются элементы
геймификации, а все коммуникации осуществляются посредством мобильного и веб-приложений. Врачи отвечают на вопросы пациентов в кратчайшие сроки.
Начало большого пути
В России, по прогнозам компании Brooking, к 2020 году российский рынок мобильных медицинских гаджетов составит $800 млн — малая часть глобального рынка, но
именно с помощью таких устройств и создается инфраструктура, необходимая для телемедицины. Рынок зарождается, врачи и технологии только начинают находить точки
соприкосновения.Очевидно, развитие рынка могло бы и должно идти более быстрыми темпами, и главное препятствие здесь — отсутствие финансирования. Проект бизнесмена
Петра Кондаурова «Теледоктор» после трех лет существования закрылся. Кондауров вложил в него $500 тыс. Роман Абрамович предпочел вложить средства в израильский центр
сервиса телемедицины Medviser в мае 2015 года, который теперь оценивается в $1,7 млн. Собственно, эти два примера красноречиво описывают состояние всей российской
индустрии. Хотя стоит заметить, что в Medviser проводят консультации в основном русскоговорящие врачи. В дальнейшем планируется привлекать медиков из Индии, Германии и Испании.
Согласно официальной статистике, в России функционирует около четырех тысяч телемедицинских центров, но на самом деле сколько из них функционирует и в каком объеме —
большой вопрос. Большинство проектов, созданных еще в середине нулевых, на которые и пришелся бум телемедицины, сегодня либо прекратили свою работу, либо так и
остались на зачаточном уровне развития.
Впрочем, с начала второго десятилетия 21 века в России, похоже, началась вторая волна развития телемедицины и сопутствующих технологий. Так, компания ФОРС
разработала систему телемониторинга показателей сердечно-сосудистой системы Remsmed Cardio, которая позволяет собирать данные с медицинских гаджетов. Россия
входит в десятку худших стран мира по показателям смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, так что любой проект, позволяющий хоть как-то изменить такое
положение вещей, должен вызывать как минимум уважение. Резиденты «Сколково» «Кардио-Контроль» также предлагают сервис для патронажа пациентов с сердечно-сосудистыми
заболеваниями. Сервис отличает глубокая научная проработка, аналитические инструменты, плюс компания предлагает линейку домашних кардиографов и подсистемы
телемониторинга — еще один очень востребованный рынок сегодня, который ожидает бурный рост.
Молодой стартап RuHealth предлагает систему безопасного хранения и управления медицинскими данными. Это позволяет клиникам и врачам частной практики проводить
online-консультации, а пациентам — хранить все сведения о своем здоровье в одном месте с круглосуточным доступом.В компании «Интернет-Клиники» организовывают
сеанс видеосвязи с врачом и предоставляют возможность получения данных с портативных медицинских приборов, которые входят в состав модуля пациента.
Этот телемедицинский комплекс прошел установленные сертификационные испытания в РФ и имеет все необходимые разрешительные документы для производства, продажи и эксплуатации.
Другой стартап, который появился в феврале 2015 года, Helfine Medical, предлагает российским пациентам получить второе мнение немецких врачей высшей категории.
Для этого нужно всего лишь загрузить на сайте всю необходимую информацию о своей болезни (анализы, снимки и т.д.) и в течение 48 часов получить ответ на русском языке.
Интересно, что инициатива о создании компании исходила от немецкой стороны, а основатели компании ухватились за идею, поскольку сами смогли получить качественную
медицинскую помощь только в Германии, до этого полтора года безуспешно пытаясь в России получить хотя бы точный диагноз. Сейчас в компании стараются наладить
сотрудничество с клиниками.
Нужно менять менталитет.
Однако даже если будет создана вся необходимая инфраструктура, что само по себе потребует больших финансовых вложений (на что трудно сегодня рассчитывать),
есть еще одно труднопреодолимое препятствие. Большинство врачей в России в квалификации уступают своим западным коллегам, не готовы воспринимать новые технологии,
а пациенты привыкли к личным консультациям. Поэтому вместе с инвестициями в телемедицину требуется подготовка специалистов, которые бы следили за актуальными трендами
в мире медицине, имели бы доступ к передовой технике. Чтобы решить проблему косности пациентов, необходима популяризация новых технологий. В Японии, например,
предлагают оборудовать дома туалетную комнату, где можно сдать анализы, измерить давление. В России до этого, конечно далеко, но направление понятно.